Источник: сайт Animal Paint http://www.animalpaint.ru/

 

УЧИМСЯ РИСОВАТЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

Для того чтобы лучше уловить характер животного, вам необходимо иметь некоторое представление о строении его тела, его анатомических особенностях. Лучше всего это делать, наблюдая за различными животными в зоопарке, музее естественной истории или на фотографии и делая небольшие наброски. Сравните головы и морды человекообразных обезьян, изображенных ниже, а также их характерные особенности, описание которых дается далее. Многие люди полагают, что существует лишь один вид носорогов. Здесь изображены три; обратите внимание на различие рогов и верхних губ, а также на покрытое пластинами туловище индийского носорога. По своему строению тело симметрично, что весьма упрощает работу по анализу его формы. Его структуру можно передать рядом шаблонов. Если вы это осознаете, то сможете научиться рисовать животных гораздо быстрее. На следующих иллюстрациях вы видите разницу между бурым медведем (слева) и белым (полярным) медведем. Обратите внимание на различия между схематически изображенными шаблонами носа, глаз и ушей. Можно многое узнать об особенностях строения тела, изучая качественные фотографии. Если вы приложите к фотографии кальку и обведете контурными линиями различные части тела животного, то получите некоторое представление о его форме. Кроме того, свирепость, к примеру, выражаемую тигром, вживую зарисовать невероятно сложно. В этом случае фотография будет весьма полезна при условии, что у вас хватит фантазии для придания образу трехмерного вида. Строение тела и структура рисунка

По своему строению тело симметрично, что весьма упрощает работу по анализу его формы. Его структуру можно передать рядом шаблонов. Если вы это осознаете, то сможете научиться рисовать животных гораздо быстрее. На следующих иллюстрациях вы видите разницу между бурым медведем (слева) и белым (полярным) медведем. Обратите внимание на различия между схематически изображенными шаблонами носа, глаз и ушей.

Можно многое узнать об особенностях строения тела, изучая качественные фотографии. Если вы приложите к фотографии кальку и обведете контурными линиями различные части тела животного, то получите некоторое представление о его форме. Кроме того, свирепость, к примеру, выражаемую тигром, вживую зарисовать невероятно сложно. В этом случае фотография будет весьма полезна при условии, что у вас хватит фантазии для придания образу трехмерного вида.

Зарисовывайте с разных ракурсов каждую часть тела животного (подобно тому, как я нарисовал голову жирафа) до тех пор, пока не получите представление об ее строении и о том, каким образом она соединяется с туловищем. Обратите внимание на положение этой части тела и ее размер в соотношении с остальными частями тела животного.

Композиция

Вырежьте из картона два уголка. Возьмите их в руки и держите между собой и выбранным вами объектом. Совместите эти уголки таким образом, чтобы внутренней стороной один из них касался внешней стороны другого (А). Сделав это, вы увидите пространственные пропорции тела животного, которые теперь сможете перенести на бумагу. При варианте В картонные уголки используются в качестве передвижной рамки картины, что поможет вам решить, как много из выбранного вами объекта вам надо оставить для рисунка.

Либо вот еще, в центре большого листа бумаги нарисуйте что-нибудь эдакое, а затем изрежьте лист на кусочки. Эта композиция уж точно вас устроит.

Пропорции

Наиболее частая ошибка при рисовании - неправильное определение пропорций. Единственный способ не допустить ее - применить в качестве единицы измерения голову животного. Держите карандаш на вытянутой руке, как показано ниже. Совместите конец карандаша с крайней верхней точкой головы животного. Затем передвиньте свой большой палец руки на карандаше до зрительного совмещения края пальца с подбородком животного.

У вас теперь есть единица измерения, используя которую, вы сможете подсчитать, сколько голов животного понадобится для определения его высоты. Сделайте черновой набросок головы и с помощью вашей единицы измерения отсчитайте необходимое количество голов для точного определения высоты и ширины. Не забывайте о том, что большой палец руки не должен смещаться по карандашу, а карандаш должен находиться в ладони вытянутой руки.

Необходимо также зарисовать животное в правильной позе. Для этого возьмите карандаш таким образом, чтобы он был в абсолютно вертикальном положении по отношению к полу. Зрительно совместите его конец с кончиком носа животного. Постепенно опускайте взгляд, отмечая положение и угол различных частей тела по отношению к вертикальному контуру карандаша. Затем наклоните карандаш, для того чтобы определить остальные пропорции объекта, как это сделано на наброске справа.

От первых набросков к законченным рисункам

На верхнем наброске изображена лишь форма тела жирафа. С этого как раз и лучше всего начать. Отнеситесь к этому серьезнее, в противном случае упустите целый ряд важных деталей. Законченный рисунок был выполнен карандашом и акварелью.

Рисование слона требует жирных, толстых линий. Для этого лучше всего использовать графитовый карандаш или фломастер с фетровым стержнем.

Перед вами изображение нильского крокодила, сделанное пером. Я слегка размазал пальцем еще не засохшие чернила с целью придать крокодилу более эффектный вид.

По мере развития вашего рисунка при наброске основных форм лучше всего использовать мягкий карандаш (ТМ, М, 2М, к примеру), поскольку линии, выполненные им, легко стираются без разрушения поверхности бумаги.

Не нарушайте пропорций. Рисуя, постоянно сверяйте длину, ширину и форму различных частей тела: передних и задних конечностей, головы и туловища; к примеру, ширину головы и ширину одной из передних конечностей.

Если вы скалькируете основную форму головы гориллы, изображенную ниже, и перенесете кальку на законченный рисунок слева, то откроете для себя много нового о пропорциях.

На первом этапе при наброске основных форм строго придерживайтесь выбранных пропорций. При дальнейшей работе над рисунком, то усиливая, то уменьшая нажим на карандаш, изменяйте размеры линий, добавляйте новые, изменяйте тушевку некоторых частей тела животного. Мягко нажимая на карандаш в светлых областях и сильно-в темных, вы придадите своему животному трехмерный вид. Этот черный носорог был нарисован графитовым карандашом 3М.

Карликовый гиппопотам был слегка затушеван карандашом 6М (это особенно видно на правой части его тела), затем отшлифован портняжным мелом, в результате чего получился эффект, который можно наблюдать в левой части тела гиппопотама.

Используйте замазку, для того чтобы убрать блики.

Временами пробуйте сразу несколько изобразительных материалов. При выполнении крадущегося тигра была использована акварель и угольный карандаш. Некоторые светлые области были закрашены белой краской.

Для точного выполнения пропорций и углов не бойтесь наносить воображаемые линии (отмечены буквой А).

При завершении работы над рисунком львицы я использовал фломастер с волоконным стержнем.

Как не следует рисовать с фотографий

По возможности всегда рисуйте "с натуры". Если вам все же приходится рисовать с фотографий, подберите те, которые выполнены качественно. При работе всегда старайтесь изобразить животное так, чтобы оно казалось живым и трехмерным. На следующих рисунках я умышленно показал, чего нельзя делать. Абсолютно светлые области граничат с плоскими, сильно затушеванными, режущими глаз темными областями, в которых практически отсутствует какое бы то ни было разнообразие тона. Никаких деталей, даже глаза не вырисованы, и непрерывная, сплошная линия, обводящая внешние контуры рисунка, довершает безжизненную картинку на куске картона.

Оживление рисунка

Оживление рисунка зависит прежде всего от вашей наблюдательности и умения правильно уловить характер, настроение и движения выбранного вами животного.

В первую очередь наблюдайте за глазами. Именно они раскрывают характер животного.

Обезьянка была нарисована мягким угольным карандашом на слегка шероховатом листе картона; змея - карандашом 6М и слегка отшлифована портняжным мелом. Обратите внимание на то, как различная фактура разных изобразительных материалов помогает раскрыть характер животного и тем самым оживить рисунок.

Все время вносите разнообразие в применяемые вами приемы и меняйте изобразительные средства. Секрет рисования заключается в удовольствии, получаемом вами от работы над рисунками, которое само по себе способно их оживить. Горилла была нарисована фломастером с волоконным стержнем, а гриф - мягким угольным карандашом. Я попытался раскрыть настроение животных при помощи выбранных мною изобразительных материалов. Кроме того, перед началом работы мне было полезно изучить их повадки.

Двигающееся животное рисовать непросто, и зачастую для новичка это чревато расстройствами и разочарованиями. Начните с того, что попытайтесь зарисовать животное, делающее одно и то же движение на протяжении длительного времени и при этом практически не меняющее своего местоположения. Например, запечатлейте его, когда оно ест, чешется или пьет. Изображенные ниже львы пьют, а львы, изображенные далее, едят.

Рисуем движения

При рисовании "с натуры" - особенно если вы хотите запечатлеть какое-либо движение - вам необходимо научиться делать это быстро.

Сделайте побольше набросков, особенно не концентрируясь на деталях, - над ними можно будет поработать попозже. На основании этих набросков вы сможете составить собственное мнение о строении тела животного. Если вам кажется, что рисовать "с натуры" слишком сложно, то приступайте к рисованию с фотографий, но я уже рассказал об опасностях и подводных камнях подобного занятия.

Изображенные ниже бурые медведи выполнены фломастером с волоконным стержнем.

Для начала выберите по возможности какое-нибудь неторопливо двигающееся животное (медведя, гориллу, носорога). Но даже в этом случае не стоит от них ожидать того, что, пока вы детально их зарисовываете, они будут топтаться на месте. Внимательно понаблюдайте за ними, обратив пристальное внимание на форму и движения тела. Затем быстро приступайте к рисованию всего, что вам удалось запомнить, главным образом концентрируясь на основных формах, нежели на деталях. Изображенные ниже животные выполнены углем на слегка шероховатой плотной бумаге.

Возможно, ваши первые пробы будут неудачны, но со временем ваша наблюдательность и память настолько улучшатся, что вам будет под силу набросать основные контуры большей части тела. Лучше всего зарисовывать детали лица животного, когда оно неподвижно. Следующий рисунок с орангутангами выполнен угольным стержнем.